Г Л А В А 3 |
Назад | Содержание | Автора | Дальше |
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ В ПОЛИТИЧЕСКОМ РЕКЛАМИРОВАНИИ
Как следует из определения понятия политического имиджа, его важней-шим элементом является легкая узнаваемость. Без нее имидж как таковой про-сто не существует и остается лишь набором теоретических разработок, кото-рые лишены способности влиять на ход политического процесса. Узнавае-мость приобретается лишь после проникновения имиджа в массовое сознание. В связи с этим важно изучить не только психологические принципы воспри-ятия людьми информации, но и адаптировать эти принципы, общие методы и техники к конкретному каналу, конкретному средству массовой коммуника-ции, по средствам которых имиджевые характеристики и осуществляют свое проникновение как в сознание конкретных индивидов, так и в сознание масс в целом. Поэтому, мы считаем необходимым посвятить данную главу изучению конкретных приемов пропаганды, проанализировать их эффективность, поло-жительные и отрицательные стороны. Необходимо отметить, что имидж поли-тика, как правило, создается и, по части, внедряется в массовое сознание за-долго до выборов. Во время избирательной кампании он лишь актуализирует-ся, то есть вызывается из глубин памяти, становится неотъемлемым атрибутом сегодняшней жизни людей. Выборы в современных условиях, по сути, явля-ются основой политических процессов: их результат как бы программирует развитие общества в период до следующих выборов. Поэтому мы считаем, что было бы наиболее рационально рассматривать приемы внедрения и актуализа-ции имиджевых характеристик преимущественно в период выборов, когда ука-занные процессы проявляются наиболее ярко. Приняв за основу классификации степень опосредованности общения поли-тика с людьми, можно условно разделить средства массовой коммуникации, применяемые в актуализации имиджа на технические и межличностные (нетех-нические). К техническим относятся те, использование которых не предполага-ет живого непосредственного общения участников коммуникации. При меж-личностной коммуникации присутствует элемент непосредственного общения и у избирателей есть возможность, в буквальном смысле, потрогать руками либо самого политика, либо его представителей или сторонников, убедиться в их искренности и в том, что носитель имиджа соответствует своему образу. В связи с этим выделяются два основных режима актуализации имиджа в период выборов. Один — провоцирует электорат на ответное действие к кан-дидату — диалоговый режим. Его преимущество заключается в наличии воз-можности для кандидата “держать руку на пульсе” масс, чутко откликаться на их настроения. Второй — монологовый подразумевает пассивное восприятие кандидата аудиторией. Человек, применяющий его, должен обладать авторите-том мудреца, словам которого можно верить, не подвергая их ни малейшему сомнению или, тем более, критическому анализу . Сейчас уровень технического развития позволяет проводить актуализацию имиджа и в монологовом, и в диалоговом режимах при помощи как межличностных, так и технических средств массовой коммуникации. Поэтому постепенно нивелируется различие между межличностными и техническими средствами по критерию непосредственности общения (прямой эфир на телевидении, радио, чаты в Интернете). Однако межличностные средства позволяют наиболее эффективно подтвердить соответствие имиджа реальному человеку. В современных условиях диалоговый режим наиболее предпочтителен. К тому же, политик, эффективно работающий в нем, всегда будет иметь муд-рость в качестве признаваемой составляющей его имиджа. Хотя “обыкновенно вожди не принадлежат к числу мыслителей — это люди действий, они не об-ладают проницательностью, так как проницательность ведет к сомнениям и бездействию” . Эффективность диалогового режима обусловлена также существованием взаимного влияния "свободной печати" и общественного мнения . |